Все о процедуре: что показывает МРТ брюшной полости, показания и подготовка

Как магнитно-резонансная томография помогает в диагностике и лечении

Увидеть точную визуализацию внутренних органов, обнаружить отклонения от нормы на раннем этапе развития заболеваний – это осуществимо благодаря МРТ брюшной полости, она показывает, есть ли патологии, позволяет изучить анатомические особенности.

У метода есть ряд преимуществ:

• безопасность – МРТ органов брюшной полости назначают детям и беременным, если есть показания, нет вредного излучения и побочных эффектов;
  • точность – МРТ очень информативна и превосходит в этом аспекте рентгенологическое и ультразвуковое исследования, от томографии не скроются даже едва выраженные изменения;
  • безболезненность – способ неинвазивный, поэтому бояться нечего, никакого дискомфорта не будет. Все, что требуется от пациента, это лежать неподвижно внутри камеры.

Далее мы разберемся в нюансах метода и узнаем, что показывает МРТ органов брюшной полости – но для начала выясним, какую именно область исследует томография.

Что покажет МРТ: как устроена брюшная полость и забрюшинное (ретроперитонеальное) пространство

Брюшную полость можно разделить на своеобразные этажи: на верхнем расположены желудок, печень, разрушающая токсины, селезенка, помогающая иммунной системе, верхняя часть двенадцатиперстной кишки, поджелудочная железа. Ниже – тонкая кишка и часть толстой, а под ними находятся прямая кишка и мочевой пузырь.

Также выделяется ретроперитонеальное пространство на задней стенке живота – эта часть брюшной полости между пристеночной брюшиной и внутрибрюшной фасцией, здесь «обитают» почки, поддерживающие баланс воды в организме, надпочечники, парные мочеточники, сосуды половых желез, брюшная аорта.

Как и что показывает МРТ внутренних органов брюшной полости

Суть методики кроется во влиянии магнитного поля на молекулы – именно в нем находится пациент во время обследования, при этом мелкие частицы тканей вступают в резонанс из-за радиочастотного импульса. Компьютер фиксирует ответные колебания из ядер атомов и преобразует сигналы в детальную трехмерную визаулизацию органов. После процедуры МРТ не стоит опасаться последствий, потому что в клетках не происходит значительных изменений.

Поле охватывает все мягкие ткани, поэтому с МРТ брюшной полости не упускается ни одна мелочь.

МРТ органов брюшной полости показывает:

• различные деформации тканей;
  • что происходит с сосудами в данной области – благодаря МРТ специалист способен провести комплексный анализ;
  • последствия механических травм, повреждения различного характера, включая паразитарные;
  • любые отклонения от нормы функционирования органов;
  • расположение тех или иных образований и их тип – это позволит врачу спланировать лечение на основе результатов МРТ;
  • есть ли процессы воспаления в брюшной полости;
  • инородные объекты, попавшие в исследуемую область после ранений или операций.

Чтобы узнать, признаки какой болезни показывает МРТ органов брюшной полости, нужно посмотреть заключение специалиста – только подготовленный врач обнаружит конкретные патологии.

МРТ

Какие органы показывает МРТ брюшной полости

Итог обследования – точная визуализация всего, что находится внутри живота. На снимках МРТ брюшной полости видны пищеварительная и мочевыделительная системы. Это позволяет оценить состояние поджелудочной железы, рассмотреть отклонения в строении кишечника, печени и желчного пузыря, обнаружить патологии почек и надпочечников, узнать, есть ли сбои в работе селезенки. Также в результате МРТ можно понять, что происходит в кровеносных сосудах и лимфоузлах.

Какие заболевания выявляют специалисты благодаря МРТ брюшной полости

Визуализация позволяет провести всестороннюю диагностику органов и найти отклонения в разных областях.

1) Какие патологии в желудке и кишечнике способна показать МРТ брюшной полости:

• воспалительные заболевания: язва, колит, болезнь Крона, аппендицит;
  • злокачественные образования, развивающиеся опухоли, еще МРТ позволяет обнаружить метастазы;
  • перитонит острого или хронического течения – он возникает из-за попадания в брюшную полость патогенных микроорганизмов;
  • абсцессы, скопления гноя и крови;
  • желудочное кровотечение – МРТ позволяет обнаружить свободную жидкость там, где ее не должно быть;
  • доброкачественные новообразования, полипы.

2) Какие заболевания печени показывает МРТ брюшной полости:

• цирроз – обширное поражение тканей органа;
  • гепатит C или B;
  • злокачественные образования, МРТ также поможет обнаружить метастазы в печени;
  • жировая дистрофия или стеатоз;
  • кистозные поражения.

3) При МРТ брюшной полости можно увидеть патологии развития желчного пузыря, выявить холецистит (осложнение желчнокаменной болезни), дискинезию протоков.

4) Благодаря МРТ брюшной полости диагностируются различные образования в поджелудочной железе, гнойные абсцессы, плотные конкременты, панкреатит.

5) МРТ-исследование позволяет выявить повреждения селезенки разного рода, гематомы и кровотечения.

6) Какие заболевания почек и надпочечников можно диагностировать во время МРТ брюшной полости:

• пиелонефрит в результате инфекции;
  • мочекаменная болезнь;
  • гломерулонефрит;
  • онкопатологии.

7) Исследование МРТ позволяет выявить патологии развития системы сосудов, аневризму аорты, тромбоз, отложения холестерина.

мрт

Показания и противопоказания к МРТ брюшной полости

Специалист может дать направление на процедуру МРТ при:

• сильных болях в животе, постоянном дискомфорте;
  • проблемах с мочеиспусканием;
  • тошноте, частой рвоте, свидетельствующей о сбоях в пищеварительной системе;
  • желтушности слизистых, кожных покровов – тревожный симптом, который не стоит игнорировать;
  • необъяснимой и быстрой потере веса.

МРТ брюшной полости помогает оценить эффект лечения и уточнить диагноз. Часто она назначается перед операцией, чтобы больше узнать о границах опухоли и особенностях.

Противопоказания к МРТ внутренних органов брюшной полости немногочисленны:

• электронные приборы, такие как кардиостимуляторы, инсулиновые помпы;
  • внезапные мышечные спазмы, из-за которых невозможно спокойно лежать при МРТ;
  • татуировки, нанесенные с использованием соединений металла;
  • аллергия на гадолиний, который применяется при МРТ брюшной полости с контрастом;
  • наличие внутри организма предметов из металла: осколков, сосудистых лапароскопических клипс, протезов.

Подготовка к МРТ брюшной полости: о чем нужно помнить

Есть два главных принципа МРТ: в камере не должно быть металлических элементов; важно, чтобы кишечник работал правильно и ничего внутри него не мешало обследованию. О деталях подготовки к МРТ брюшной полости расскажет врач после назначения процедуры, мы же приведем несколько общих рекомендаций.

– За сутки–двое до МРТ брюшной полости не ешьте продукты, которые вызывают метеоризм: кисломолочные, фрукты, свежие овощи, фасоль, горох и прочие бобовые, на время следует забыть о газировке. Также желательно исключить кофе и чай, выпечку, зелень, лучше выбирать легкую протертую или жидкую пищу.

– Для подготовки к МРТ брюшной полости предстоит поголодать 4–6 часов, не пить за 2–4 часа до обследования.

– Перед МРТ может потребоваться опорожнить кишечник, с этой целью применяются слабительные средства и клизмы – строго следуйте указаниям специалиста.

– До обследования убедитесь, что на вас нет металлических предметов.

Для подготовки к МРТ брюшной полости с контрастом следуйте тем же рекомендациям.

Как проходит МРТ органов брюшной полости

Как правило, процедура занимает примерно 30–50 минут. При МРТ пациент находится внутри томографа и слушает указания врача. Можно связаться с ним, если есть ощущения дискомфорта, для этого нужно нажать специальную кнопку. Чтобы изображения получились четкими, необходимо лежать абсолютно неподвижно.

Расшифровка результатов МРТ брюшной полости

Снимки представляют собой наглядные срезы органов, только подготовленный специалист может сделать на их основе четкое заключение. В нем будут описаны обнаруженные изменения и все важные параметры. Обычно пациент получает результат МРТ через час после обследования. Конкретные выводы сообщит лечащий врач на основе полной клинической картины, а также назначит лечение, если выявлены заболевания или патологии.

Что предпочесть: КТ или МРТ брюшной полости

Когда необходимо оценить состояние внутренних органов, МРТ будет более информативным, ведь она показывает все патологические изменения мягких тканей.

Метод КТ хорошо визуализирует плотные образования, поэтому он назначается, если нужно подтвердить или опровергнуть образование камней в почках и мочеточниках.

Сколько стоит МРТ брюшной полости

Стоимость обследования в нашей клинике – от 5 000 рублей, в нее входит снимок на пленке и диске.

Запишитесь на МРТ брюшной полости и узнайте больше о состоянии внутренних органов
Специалист «Клиники Медицина» расшифрует результаты и предоставит заключение